в каком возрасте лучше отдавать ребенка в школуДанный вопрос рассматривался на Украине, где по закону дети должны идти в школу, если им уже исполнилось шесть лет. Но советы и выводы будет интересно почитать всем родителям, чьи дети вскоре должны пойти в школу.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу? Выбор непрост. Я это знаю точно. Мой сын уже заканчивает первый класс. И мне есть что рассказать.

Мой мальчик знал буквы в два года, читал в четыре, с пеленок был влюблен в компьютер и теперь ежедневно поражает мудрыми и оригинальными высказываниями. Есть повод гордиться. И я это делаю. Но вот что интересно. Таких маленьких мудрецов и гениев сейчас много! Да. Современные дети умственно развитые и чрезвычайно эрудированные. Нам, взрослым, кажется, что таким осведомленным существам нужно идти в школу пораньше. В садике скучно. А в школе надо будет учиться аж 12 лет! Конечно, это аргументы весомые. Но они не должны быть основными. Прежде всего, при принятии решения необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его психологическую и физическую готовность.Никакие рекомендации Минобразования или любого другого учреждения, опыт друзей и соседей старших детей не могут играть решающей роли. Единственный ориентир — лично будущий школьник. Например, умная и прилежная девочка, несколько флегматичная, но очень послушная будет готова и в 6 лет сидеть за партой, а такой шустрый, непосредственный мальчик, как мой сын, который любит поговорить со взрослыми на важные темы и мечтает на уроках о полете на космическом корабле, будет иметь и в семь лет немало проблем.
Поэтому родителям надо запастись знаниями, терпением и задействовать всю свою мудрость, чтобы принять правильное решение.

Готовность № 1. Физиологическая

«Мой ребенок часто болеет». Под этим высказыванием может подписаться абсолютное большинство мамочек. Я не исключение. Действительно, малыши 21 века не отличаются ни крепким здоровьем, ни сильными мышцами, ни выносливостью. Это отмечают и педиатры, и психологи, и педагоги. Ощущается явный перегиб в развитии. И это не может не влиять на качество жизни и, конечно же, на способность учиться.
Поэтому для начала проведите мини-тест на физиологическую готовность. Мы с сыном проводили. Не все было на «отлично», но разрешение на учебу мы получили.

Попробуйте и вы.

  • Малыш физиологически уже первоклассник, если:
  • может дотянутися рукой к верхней части противоположного уха через макушку;
  • потерял 1-2 молочные зубы (именно с этим у нас были проблемы — никак не выпадали);
  • у него сформированы суставы пальчиков и коленных чашечек (они заменили детские ямочки), хорошо выражена арка стопы;
  • свободно бросает и ловит мяч, прыгает на одной ноге;
  • научился завязывать шнурки, застегивать молнию и пуговицы;
  • у него хорошо развита мелкая моторика: умеет резать ножницами, играет в пальчиковые игры, хорошо справляется с пластилином.
  • при рукопожатии отводит большой палец ладони.

Это общие показатели. Если большинство из названного в норме, радуйтесь — первый балл в пользу школы вы получили.
А дальше речь пойдет о состоянии здоровья. Если ребенок имеет хронические заболевания (от сердечно-сосудистых до аденоидита или тонзиллита), то поговорите с врачом, который ведет вас с самого начала лечения. Возможно, нужно будет подождать со вступлением. Это же касается и детей, которых относят к категории тех, кто часто болеет. Правда, по нормам ВОЗ таковыми считаются дети, у которых ОРВИ, ОРЗ и гриппом случаются около 8 раз в год! У вас так? Тогда надо дать малышам отсрочку до 7 лет.

В любом случае посвятите лето перед первым классом оздоровлению и укреплению малышей: море (более трех недель), витаминизация, иммунизация. Подлечите хронические болезни. Как это сделали мы. Нам удалось консервативным путем вылечить аденоиды. Как следствие — ни дня пропуска из-за аденоидита.

Готовность № 2. Дидактическая

Требования к уровню знаний, которыми должен обладать ребенок перед поступлением в школу, во многом зависят от самого учебного заведения. Общеобразовательная школа и специализированная гимназия будут по-разному оценивать детей. Первая, вообще, должна принять всех малышей, проживающих в районе, независимо от уровня подготовки. Специализированное учреждение устроит конкурс и будет отбирать лучших (в их понимании!) Учащихся.

По собственному опыту знаю, что и у каждого учителя будут свои требования. Без субъективизма здесь не обойтись. Одна учительница настолько была очарована коммуникабельностью и открытостью моего ребенка, что практически ничего не спрашивала. А другая — провела настоящий экзамен по всем предметам и указала над чем надо работать. Интересно, что первая была из гимназии, вторая — из специализированной школы.

Однако существуют общие требования к знаниям будущего первоклассника, на которые следует ориентироваться, готовя его к поступлению.
Знания дают возможность легче пройти период адаптации: меньше силы пойдет на буквы и цифры, больше — на привыкание к кардинальным изменениям в жизни.

Будущий школьник должен:

  • сопоставлять звук и слово, которое начинается с этого звука;
  • читать слова из 2-4 слогов;
  • читать со скоростью 8-10 слов в минуту;
  • знать геометрические фигуры и сравнивать формы;
  • считать до десяти (и в обратном порядке), уметь добавлять и отнимать (очень простые примеры);
  • разбираться в цветах;
  • строить распространенные предложения (не обязательно хорошо выстроенные), рассказывать, что видит на картинке;
  • составлять простые пазлы;
  • читать наизусть стихи, петь песенки, проговаривать скороговорки;
  • разрисовывать, не выходя за контур;
  • писать печатными буквами.

Готовность № 3. Психологическая

Ну а теперь, о самом главном. Даже физически сильный и хорошо осведомленный ребенок может быть психологически не готов к регулярной познавательной деятельности. Поэтому стоит поговорить со школьным психологом.

И родителям следует знать, на что обращать основное внимание, оценивая готовность к школе:
Мы прошли несколько психологов: все выбирали школу, и в каждой из них нас ждало свое испытание… Я думала так: если хотя бы один из специалистов скажет, что сыну еще рано в школу, он останется в садике. Такого нам не сказали. Мы в школе. Учимся, хотя определенные проблемы есть. Все-таки он оказался не очень готов. Особенно, что касается требований «тихо сидеть, работать, слушать, а не мечтать на уроках».

Мотивация

Поставьте ребенку вопрос: «Зачем ты идешь в школу?» И попробуйте понять, к какой категории относится его мотивация.

Учебная — конечно же, лучшая. Ребенок хочет знать и понимает, что в школе эти знания дают. Ради получения желаемого, он принимает правила, даже если ему иногда скучно и тяжело. Все дети любят узнавать что-то новое, но будущий школьник должен уметь надолго запоминать полученные знания, делиться ими, получать удовольствие именно от знаний, а не от игры в школу …

Социальная — следует из объяснений, что в школе будут новые друзья, учительница … там будет весело и хорошо. Это неплохая мотивация. Такой малыш будет учиться ради того, чтобы получить признание. Но существует риск, что потом он может быстро остыть.

Мотивация достижений — ребенок хочет иметь хорошие оценки, заслужить похвалу мамы, стать лучшим «англичанином» класса … Здесь тоже много позитива: ребенок стремится к результату, но зацикленность на нем может привести к потере интереса. Несколько неудач, отсутствие похвал или акцент на недостатках со стороны учительницы — и все: «Я больше не пойду в школу».

Игровая — неблагоприятная мотивациия. Такой ребенок в школе собирается играть. И будет это делать. Учительница? Да она тоже участник игры, поэтому не обязательно относиться к ее требованиям серьезно. Такая позиция малыша гласит, что он совершенно не готов к школе. Не стоит надеяться, что он привыкнет и это пройдет без ущерба для его здоровья. Подождите со вступлением.

Очень важно и то, к какому типу темперамента относится ребенок, какой у него характер, насколько он контактен и толерантен.

Подвижный и возбуждающий холерик в шесть лет еще более нетерпелив, чем в семь. Если вы видите, что он не может усидеть спокойно более 15 минут, не отправляйте его в школу. Ярко выраженный флегматик, который никуда не успевает, очень медленно переодевается, много размышляет перед тем как написать слово тоже требует больше времени на подготовку к первому классу.
Такие качества, как задиристость, нетерпеливость, агрессивность или, наоборот, чрезмерная застенчивость тоже является поводом повременить со школой.

И еще, что бы там не говорили, но программа наших школ рассчитана на семилеток. К сожалению, практически нигде не формируют классы по возрасту. Хотя, о необходимости особого подхода к шестилеткам заявляют везде. Но в пределах одного класса учителям просто не хватает времени и сил, чтобы уделять внимание шестилетним малышам, создавать им мягче условия, тратить на них больше времени … Наша учительница постоянно отмечает, что мой сын очень умный, но … такой маленький. А требования продолжаются, потому что … ПРОГРАММА!

Если бы я знала все это в прошлом году, я бы отдала малого в семь лет: отправила бы еще на одни курсы подготовки, загрузила бы разными кружками …
Но это мое субъективное мнение. Что делать вам? Решайте сами. Удачи вам!